С чего начинается Родина?

 

Официальный сайт

Чалтырской школы №1 

 

 

С чего начинается Родина?

 

У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства…

(В.Степаненко)

      “С чего начинается Родина?” -задумчиво спрашивает песня, которая всем хорошо знакома. “С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.”

       С чего же она начинается? Не сразу ответишь на этот вопрос. Для каждого из нас – с чего-то своего. Личного. Один, наверное представит безмятежное небо, изящные кипарисы, благородные пальмы. Другой, вероятно, вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушел Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию. Четвертый, может быть, -таежный лес Сибири …

      Возможно, она начинается с твоего дома, с твоей улицы, с твоей школы - человеку этого не дано осмыслить, пока он живёт на одном месте, в своём родном селе, городе. Как осознать ценность всего того, что тебя окружает? На самом деле, очень просто. Практически всем знакома истина " В гостях - хорошо, а дома - лучше." И это действительно так. Приезжая в чужие города, страны первые дни восторгаешься красотой новых мест. Но, буквально, через три дня ты понимаешь , что тебя окружают чужие люди, говорящие на другом языке – они не понимают твоих слов, а тебе не понять их речи. Ты чувствуешь себя некомфортно в этих незнакомых местах, тебе чужды обычаи этих людей, их нравы. Тебе становится тоскливо вдали от Родины, у тебя начинается ностальгия и всё больше и больше тянет домой. Всё сразу изменится, лишь только ты ступишь на родную землю. Окружающий мир вновь засверкает для тебя яркими красками. Лишь увидишь места, знакомые с ранних лет, лишь вдохнёшь воздух своей малой родины, сразу же тебя охватят тёплые чувства, вызывая светлые воспоминания. Вот твоя школа, твоя улица, твой родной дом – после всех испытаний, пройденных тобой, эти слова уже наполняются другим смыслом, становятся более значимыми для тебя. Ты понимаешь, что всё окружающее – это часть твоего я, и всё это уже неотделимо от тебя. С тобой здороваются старые знакомые, тебе все рады, ты всем дорог. Тепло родного дома, любовь близких людей – не в этом ли радость бытия, секрет счастливой жизни? Не отсюда ли начинается Родина? Конечно, отсюда. Родина — это земля, на которой мы выросли, это культура и обычаи, взлелеявшие нас. Наша Родина — это цветущее и благоухающее, неунывающее и искрометно талантливое, богатое традициями и современное, трудолюбивое и гостепреимное село Чалтырь Мясниковского района Ростовской области.

Село Чалтырь - районный центр, находящийся в пригороде г. Ростова-на-Дону.Это благоустроенный современный населенный пункт, в котором проживает более 17 тысяч человек. Наша школа - школа №1 - одно из старейших учебных заведений села и Мясниковского района. Школа была основана на базе семилетней школы колхозной молодёжи (ШКМ). В 1935 году школа была преобразована в среднюю и в 1938 году осуществила свой первый выпуск (читать подробнее). Школа находится в благоприятном социально-культурном окружении: районным Домом культуры, районной библиотекой, этнографическим музеем, Детской школой искусств, районным Домом детского творчества, им Ялтыряна, церковью «Сурб Амбарцум». Наше село Чалтырь основано в 1779 году армянами, переселенцами с полуострова Крым, родиной которых в свою очередь является столица средневековой Армении город Ани.

История села неразрывно связана с историей Мясниковского района

Ролик История Мясниковскрго района на сайте http://video.yandex.ru/users/chalt-bibl/view/7/

 

Мясниковский район - один из районов Ростовской области, территория которого непосредственно примыкает к областному центру - городу Ростову-на-Дону. Районный центр - село Чалтырь, находящееся в 16 километрах к западу от Ростова-на-Дону. История Мясниковского района необычна, как необычен и демографический состав населения этого района. Более 56 процентов его населения - армяне, около 40 процентов - русские, 4 процента - представители других национальностей.

 

Заселение армянами земель этого района относится к концу XVIII века. 14 ноября 1779 года Екатерина Вторая приняла Указ, разрешивший переселение из Крыма в Приазовье значительных по численности групп христианского населения Крыма. Греки были переселены в район нынешнего Мариуполя, а армяне - «в округу крепости святого Димитрия Ростовского» (так говорилось в царском Указе). В 1780 году тысячи армян прибыли на новое место жительства, основав город Нахичевань (с 1928 года объединившийся в один город с Ростовом-на- Дону) и пять сел: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан - Салы и Несвитай (Несветай).

Императрица Екатерина II в Крыму

Все эти села находятся на территории нынешнего Мясниковского района, образованного в 1926 году и названного в честь погибшего незадолго до того в авиационной катастрофе видного деятеля большевистской партии, уроженца Нахичевани Александра Федоровича Мясникова (Мясникяна).

А.Ф. Мясников (Мясникян)

Что касается более давней истории, то предки нынешних жителей Мясниковского района жили более девяти веков назад в цветущей провинции Армении, у города Ани.

Уже более двух столетий проживают на Дону армяне. Когда впервые они здесь появились? В 1779 г. был основал город Нор-Нахичеван по указу императрицы Екатерины II армянами-переселенцами из Крыма. А как армяне появились в Крыму? Мы же знаем, что историческая родина армян — это армянское нагорье, территория, занимаемая ныне частично Арменией, но большей частью принадлежащая Турции, так как армяне, проживающие на территории западной Армении были подвергнуты жестокому геноциду в 1915 г., организованному турецким правительством. Так вот, наши донские армяне имеют очень славную, драматическую и интересную историю, как, впрочем, и вся история армянского народа, богатая бурными, потрясающими событиями, приводившими периодически народ на грань полного исчезновения.

Донские армяне в основной своей массе являются потомками жителей города Ани. Этот город являлся столицей средневековой Армении. Ани была процветающей и богатой столицей царства Багратидов (с 961 г.) со 100-тысячным населением. Для тех времен город очень большой и крупный. В нем-то и в окрестных селах и жили далекие предки донских армян. Армения на протяжении всей своей истории постоянно подвергалась варварским захватническим нападениям. Практически все завоеватели прошли по армянской земле: киммерийцы, мидийцы, персы, Александр Великий, селеквиды, римляне, византийцы, арабы, турки, и этот скорбный список можно было бы, к сожалению, продолжать.

Армения — очень древняя страна. Она существовала и тогда, когда Рим только зарождался 2,5 тысячи лет назад. Она продолжала существовать и тогда, когда 1,5 тысячи лет назад он перестал существовать. Армяне живут и сегодня. В том числе и донские армяне. В далеком XI веке предки донских армян подверглись разрушительному нападению византийцев, а в 1065 году Армению наводнили турки-сельджуки, нанесшие окончательный удар окровавленной стране. Богатая и цветущая столица средневековой Армении — Ани была разорена. Население этой части Армении и, в частности, жители города Ани в XII и XIII столетиях стали покидать свою родину и искать приют на чужбине. Пошли караваны беженцев, которые дошли до Грузии, Закавказья, Юга России, Галиции, Польши, Киликии и других стран.

В 1771 году в результате войны с Турцией русским правительством был заключен Кучук-Кайнарджийский мир, по которому татарское ханство в Крыму признано было независимым от Турции. Россия усиливает свое влияние в Крыму и серьезно начинает претендовать на то, чтобы стать могучей морской державой. В частности, контролировать Черное море. Для того, чтобы упрочить свое влияние в Крыму, русское правительство возвело на ханский престол своего ставленника Шагин-Гирея, человека для того времени образованного и эрудированного. Чтобы поставить хана, его чиновников и мурз в еще более зависимое положение от России, правительство Екатерины II задумало экономически ослабить ханство, выселив из Крыма греков и армян, так как уплачиваемые ими подати составляли главную статью доходов хана, они держали в своих руках почти всю торговлю, земледелие и ремесленное дело полуострова. Другой немаловажной причиной, побудившей российское правительство организовать переселение армян и греков, было стремление, поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. Агенты царского правительства начали вести тайные переговоры с армянским и греческим духовенством, а также с авторитетными представителями этих народов. Многие армянские купцы по своим торговым делам имели деловую связь с населенными пунктами Южной России и, конечно, не прочь были переехать в новые края и здесь широко развернуть свою коммерческую деятельность, тем более в христианском окружении. Ведь армяне страшно боялись, что турецкий султан вытеснит русских из Крыма. Слухи о переселении христианского населения Крыма дошли до хана и его мурз. Хан был в бешенстве. Он требовал разъяснений от российского правительства, лично от А. В. Суворова. Официальные ответы гласили о том, что эта акция проводится по просьбе христианского населения Крыма, по человеколюбию и долгу, и, конечно, Россия готова принять своих единоверцев. Татары были очень взволнованы. По их признанию они теряли христиан «как душу из тела».
Отношение к христианам настолько ухудшилось, что греческий митрополит выехал из Бахчисарая в русский лагерь, а армянский архимандрит счел за благо скрыться в Кафе у своей паствы. Но щедрые подарки и заманчивые обещания русского правительства подействовали на хана и его мурз. Они пошли па уступки. Дело принимало большой размах и сдвинулось с мертвой точки. Командующего русскими войсками в Крыму князя Прозоровского, не согласного с политикой переселения, как и фельдмаршал Румянцев, сменяет в апреле 1778 года решительный и энергичный генерал Л. В. Суворов. Екатериной II Суворову приказано дело ускорить. Суворов организовывает и командует переселением христианского населения Крыма.
Переселение армян осуществлялось в несколько партий. Первая партия переселенцев, под командованием донских казаков, пустилась в путь 18 августа 1778 года, вторая - 22 августа, третья - 18 сентября. В Крыму христианского населения, преимущественно состоящего из армян и греков, не осталось. Достоверно не зная о месте своего поселения, о привилегиях, обещанных царским правительством от имени Екатерины II, армяне столкнулись с большими трудностями, к которым они не были готовы. Суровая природа, холодная зима, необжитые, безжизненные степи, холодные пронизывающие ветры и долгая дорога, а также крайний недостаток в топливе, продовольствии, лекарствах. Можно представить себе страдания и лишения, которые пришлось пережить и преодолеть несчастным переселенцам. Голод, холод, различные заболевания унесли многие жизни армян, в основном стариков и детей. Умер также и предводитель крымских армян архимандрит Петрос Маркосян.

Но нельзя сказать, что организаторы переселения были вообще глухи к страданиям людей. Трогательную заботу о крымских армянах проявлял лично генерал А. В. Суворов. Он неоднократно обращался к Потемкину по поводу бедственного положения переселенцев. Им оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, выделялся транспорт, деньги. Хотя, к сожалению, этого было недостаточно. К концу 1779 года переселенцы дошли до низовий Дона. К тому времени подоспела и грамота (Указ) императрицы Екатерины II от 14/25 ноября 1779 года. По этому указу армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, разрешалось основать один город (Нахичеван) и пять селений (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы, Несвитай). Так завершилось это драматическое переселение. Из Крыма выехало 31 386 человек. Из них греков — 18407, армян — 12598, грузин — 219, валахов — 162. Греки большей частью селились между реками Бердой и Калмиусом, где были основаны города Мариуполь и Мелитополь. С Крыма выехало 12598 армян, 1/3 из которых не дошла до места.

А.В.Суворов

Вышеупомянутый указ Екатерины II был зачитан на центральной площади будущего города (ныне пл. Карла Маркса). Царская грамота ныне хранится в Историческом музее Армении. Она состоит из пяти пунктов, написана на русском и армянском языках. Согласно этому документу, переселенцам предоставлялись определенные льготы-привилегии. В числе привилегий надо отметить освобождение армян от государственных податей служб на десять лет, от воинской повинности на сто лет, - разрешалось строительство церквей с проведением в них обрядов по своим законам и обычаям, разрешалась свободная торговля внутри и вне государства, а также армяне получили право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда. Генерал А. В. Суворов еще долгое время проявлял заботу об армянах-переселенцах. В крепости Св. Дмитрия Ростовского Суворов прожил вместе со своей семьей зиму 1783-1784 гг. Здесь же он получил извещение о том, что Турция официальным актом 1784 г. признала Крым и Кубанский край входящими в состав Российской империи.

После полутора лет переселения, связанного с большими трудностями, армяне получили право на постоянное жительство. В устье Дона, на имперской территории, а не на казачьей, с востока крепости Дмитрия Ростовского, где располагался его форштадт Полуденка, был основан армянский город Нахичеван со своими селениями, названный по аналогии с Нахичеванью в Закавказье и существовавшим некогда одноименным армянским городом в Крыму. Название Нахичеван следует понимать не как первый привал (что получается при дословном переводе), а как первенствующий (главенствующий) среди окружающих его населенных пунктов. Оно отвечало функциональной роли города как населенного пункта армянской колонии на Дону, включавшей также пять селений, расположенных под защитой русских крепостей и оборонительных сооружений.
Надо отметить, что в XVIII веке существовало три города одного и того же названия Нахичеван (в том числе два — на новоприобретенных территориях), армянские поселенцы стали называть свой город Новый Нахичеван (по-армянски Нор-Нахичеван). Со временем, в связи с тем, что к России присоединился Нахичеван-на-Араксе, Нор-Нахичеван стал именоваться Нахичеван-на-Дону. Выехавшие из шести городов Крыма армяне поселились в Нахичеване (это города Бахчисарай, Кафа, Карасубазара, Солхата, Гезлева - ныне Евпатория, Ак-Мечети — ныне Симферополь), а крестьяне из сел Топлу, Мелик, Камышли, Сала (ныне с. Грушевка), Чурук-Су, Султан-Сала, Орталанк (ныне с. Земляничное), Сарыбуз, Солдая (ныне Судак), Алушта, Алупка, Бурундур-Отар, Тапчак и др. Как мы видим, армяне оставили значительный след в истории Крыма. Когда армяне собирались переселяться на Дон, они собрались все возле русской крепости в Перекопе. Это как раз там, где сейчас в Крыму находится Армянск. Так что можно сказать, что память об армянах в Крыму находится повсюду. Как уже было сказано выше, армянское городское население Крыма поселилось в Нахичеване, а переселенцы из крымских селений — на расположенной к северо-западу от крепости Дмитрия Ростовского территории, где основали пять армянских поселений. Ближайшим к Нахичевану стало названное по наименованию речки с. Чалтырь, в котором обосновались жители крымского села Орталанк. Севернее него появилось село Крым, или Топты, построенное переселенцами из г. Солхата и с. Топлу, в связи с чем в нем образовалось сразу два прихода со своими церквами, а северо-восточнее села Султан Сала, или Малые Салы (Покр Сала) и в верховьях речки Темерник Большие Салы (Мец Сала).

Самым северным оказалось село Несвитай около речки Тузлов. Эти села входят теперь в состав Мясниковского района Ростовской области с районным центром в селе Чалтырь. Несколько позднее часть жителей Нахичевана, именовавшихся сабанчи, основала на реке Самбек шестое армянское село под названием Катеринаван (Екатериновка), ныне именуемое Самбек.

Надо сказать, что особую роль в жизни армянской колонии на Дону сыграл Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян) — крупный российский государственный деятель (1735—1801 гг.), который приложил, немало усилий для развития и укрепления дружественных отношении между армянским и русским народами, он был один из семи крупных предпринимателей и миллионеров России, приложил немало усилий для создания института восточных языков (Лазаревского института).

И.А.Лазарев

В ноябре 1780 года к переселенцам приехал из Петербурга их новый духовный глава — архиепископ князь Иосиф Аргутинский, официальный преемник архимандрита крымских армян Петроса Маркосяна, умершего во время переселения. У донских армян появился свой новый духовный глава. Вслед за основанием города и окружающих сел в Нахичеване был учрежден армянский магистрат, то есть судебно-административное учреждение, в котором было сосредоточено внутреннее управление городом и селениями. Магистрат управлял всеми делами в колонии. В магистрате была должность городского головы. Нахичеванский магистрат распадался на два отдела — армянский и общий. Армянский отдел заведовал всеми делами, за исключением дел уголовных, которые передавались в общий отдел и рассматривались в соответствии с действовавшими тогда общегосударственными законами. Интересно, что судебные дела разбирались и рассматривались на основании обычного права, с одной стороны, а с другой — на основании сборника писаных законов Мхитара Гоша, ученого монаха, умершего в 1213 году. Этот армянский судебник был приспособлен к законам императора Юстиниана.

И.Аргутинский

В селах власть принадлежала духовенству и выборным старостам, которые подчинялись магистрату. Колония имела свой герб, утвержденный в 1811 году, печать. Герб изображал щит, разделенный на две половины наискось. В верхней половине, в серебряном поле, изображены золотые пчелы, а в нижней половине, в зеленом поле, — золотой улей. Основание Нахичевана как первого торгового и ремесленного города Российской империи конца XVIII века на юге страны продиктовало характер главных занятий его жителей. По-видимому, по своему режиму город был приписан к крепостям и форштадтам, населению которых в соответствии со специальным сенатским указом конца XVIII—начала XIX в. заниматься сельским хозяйством не только не рекомендовалось, но даже запрещалось. Вот поэтому это входило в обязанность армянских крестьян окрестных селений, в чем они значительно преуспевали. Выращиваемое ими зерно вывозилось как на внутренний рынок, так и а зарубежные страны, в частности, парижский хлеб выпекался уже не из крымской, а из нахичеванской муки. Уже позднее, в середине XIX века, в связи с переездом в Нахичеван жителей армянских сел изменился состав городского населения. Многие из горожан стали содержать домашний скот и птицу, а зажиточные — лошадей для личных экипажей, что повлияло на состав строений и планировку городских усадеб. Коренные горожане — интеллигенция, торговцы и ремесленники скот не держали. Обязательным занятием горожан была торговля и различные ремесла. Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевана организовывали торговлю не только в своем городе, но и в Ростове-на-Дону, в Центральной России, на Кубани и Тереке, в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ставрополе, Таганроге и Азове, Ейске и других местах, где были построены здания торговых пунктов по закупке местных товаров и продаже зерна, шелка, шерсти, кожи, сала и иных продуктов. Городские ремесленники занимались производством шелковых, шерстяных, кожевенных и прочих товаров. В 1825 г. по «Статистическому описанию городов и посадов Российской империи» в Нахичеване число фабрик — водочных, рыбных, салотопенных, кожевенных, хлопчатобумажных и других достигало 33. В Таганроге же их было 26, а в Ростове-на-Дону только 12. С 1860-х годов пошел рост ремесленных предприятий. Особенно предприятий, связанных со строительством — кирпичных, черепичных, известковых, кафельных и других. Благодаря развитию торговли и ремесел, а также городского благоустройства Нахичеван вскоре после своего основания стал привлекать внимание видных русских и европейских путешественников и ученых XVIII и XIX веков. Таких, как К. де Барта, С. Палласа, Н. Раевского, И. Безбородко, М. Бжишкяна, А. Демидова, Гомера де Гелля и других. Они отмечали не только многолюдность, оригинальность образа жизни и быта населения, его большую, чем у жителей южнорусских городов способность к торговой деятельности, хорошую планировку города и армянских селении, но и высокий художественный уровень их сооружений.
Выдающиеся российские архитекторы проектировали и строили в Нахичеване общественные здания, дома, церкви.
И Нахичеван представал перед путешественниками как город очень необычный, с непередаваемым колоритом. Город, в котором сошлись Европа и Азия, древняя история и новая творческая мысль. Таким он и предстал перед А. С. Пушкиным, когда он вместе с генералом П. Н. Раевским в 1820 году был проездом на Кавказ. Об этом путешествии генерал Раевский оставил свои воспоминания: «На другой стороне крепости (св. Дмитрия) есть другой форштадт, или город по имени Нахичеван, населенный армянами. Город этот многолюдный и в торговом отношении очень богатый. Здесь и жизнь, и строения, черты лица и одеяние населения — все своеобразном.

А вот как писал о Нахичеване Анатолий Демидов в своей книге «Путешествие в Южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию: «...город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующий, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности... Хотя Нахичеван находится не в таком счастливом географическом положении, как Ростов, зато жители его несравненно способнее к торговым делам, нежели ростовские. Из глубины этой пустоши, почти никем не посещаемой, они содержат постоянные сношения со своими соотечественниками, живущими в Астрахани, Лейпциге, Малой Азии... Они овладели почти всею торговлею Донского бассейна. По причине своих многочисленных базаров Нахичеван обратился в богатое складочное место, способное наводнить товарами все окрестные ярмарки... Многочисленные магазины этого небольшого города наполнены прекрасными шелковыми тканями и разными восточными, преимущественно персидскими товарами. Здесь нам не понравилась только чрезвычайная дикость женщин, простирающаяся даже до того, что мы едва имели случай увидеть, и то вскользь, огромные косы здешних красавиц, расположенные на голове венцом, и их шелковые платья».
Не прошло и ста лет с момента переселения армян на Дон, как резко изменился культурный уровень населения. Нахичеван из города, где люди ходили в восточных одеждах, превратился в европейский город, в котором сохранился аромат Востока, национальная неповторимая самобытность. А светские нахичеванские салоны ничем не отличались от таковых в Петербурге, Москве или Ростове-на-Дону. Уже ничем не отличались эти города друг от друга и в одежде людей, их населяющих, и в архитектуре. Переселение крымских армян на территорию Российской империи, отразилось на многих сторонах их жизни. С первых же дней своего переезда они не только вынуждены были осваивать русский язык, вводить его в повседневный обиход, менять национальные привычки и обычаи, но и переделывать транскрипцию личных имен, фамилий и даже прозвищ на русское звучание. Окончание «ян» заменялось на «ов» и «ев». Берберяны становились Берберовыми, Костанаяны — Кастанаевыми, Алавердяны — Алавердовыми, Хатламаджияны - Хатламаджиевы и т. д. Существуют многочисленные примеры перевода армянских имен и названий на русские. Например, Ованеса на Ивана, Мкртыча на Никиту, Гукаса на Лукьяна. Появились очень известные нахичеванские фамилии в русской транскрипции. Такие, как Генч-Оглуевы, Шапошниковы, Черновы, Хаэизсвы, Берберовы, Эзековы, Эскндаровы и т. д. Отсутствие подобных изменений в фамилиях затрудняло получение права на открытие торговых и промышленных, а также ремесленных заведений. В частности, отсутствие подобных изменений в фамилиях затрудняло поступление на государственную службу. Очень многое изменилось в жизни армянской колонии на Дону за какие-то сто лет (с конца XVIII до конца XIX веков).
С момента своего основания город Нахичеван непрерывно рос и развивался. Вообще можно сказать, что Нахичеван был городом интернациональным, в котором совершенно спокойно уживались люди различных национальностей: армяне, русские, украинцы, евреи, татары, осетины, грузины и немцы. Много доброго и светлого оставили после себя предки донских армян. Армяне всегда помнили то добро, которое они видели от русских, казаков. И 18 сентября 1894 года в знак глубокой благодарности армянским населением совместно с казачеством был установлен памятник императрице Екатерине II. Этот памятник был символом единения всех народов, проживающих на Дону. Но, к несчастью, это великолепное произведение искусства, изготовленное гениальными русскими скульпторами А. М. и М. М. Чижовыми, было снесено.

Ученые историки выделяют два периода в развитии Нахичевана, имевший каждый свой облик. Первый период — со дня основания этого города и до 1860 года, когда он, заселенный преимущественно армянами, пользовался особыми правами, льготами и играл немаловажную роль в экономическом развитии Дона и всего Юга России, и второй период — примерно с 1860 года, когда начался очень быстрый экономический рост соседнего города — Ростова.
Город Нахичевань и примыкающие к нему армянские села длительное время относились к Екатеринославской губернии, а с 1888 года вошли (вместе с Ростовом и Таганрогом) в состав Области Войска Донского. Донские армяне сумели сохранить свои национальные традиции, культуру, язык, ремесла. Это и было учтено при организации нашего национального Мясниковского района, в котором до сих пор большинство жителей - армяне.
Город Нахичеван слился с соседним городом Ростовом в 1929 году и стал называться Пролетарским районом города Ростова-на-Дону.
Во время Великой Отечественной войны Территория Мясниковского района стала «полем боя». 17 ноября 1941 года, при наступлении фашистов на Ростов, на кургане Бербер-Оба под селом Большие Салы батарея С.А. Оганова вступила в неравный бой с танками противника. Огановцы подбили 12 танков, не пропустив их на своем участке, но и сами погибли. Командиру батареи С.А. Оганову и комиссару С.В. Вавилову - армянину и русскому - было посмертно присвоено звание Героев Советского Союза, бойцы награждены орденами. Этот героический эпизод войны запечатлен в скульптурной композиции мемориала «Артиллерийский курган», воздвигнутого благодарными ростовчанами и жителями Мясниковского района в 1972 году на месте боя. Кроме «Артиллерийского кургана», на территории Мясниковского района имеется еще около 20 памятников героям Великой Отечественной войны

мемориал «Артиллерийский курган»,

Территория района дважды, как и Ростов-на-Дону, подвергалась оккупации. А в это время четыре с половиной тысячи мясниковцев воевали на фронтах, почти половина их не вернулась домой. Один из наиболее оригинальных мемориалов павшим воинам открыт в селе Крым. Здесь, на плитах мемориального комплекса, высечены имена всех односельчан, павших за Родину. А в специально построенном здании, облицованном розовым туфом из Армении, представлены сотни фотографий не вернувшихся с войны жителей села.
После освобождения от фашистов (в феврале 1943 года) началось восстановление района. Руку помощи протянули тогда мясниковцам жители Армении, приславшие технику, стройматериалы, денежные средства.

Сегодня Мясниковский район - один из наиболее экономически крепких на Дону. Здесь хорошо развиты земледелие, овощеводство и животноводство. Большинство произведенной здесь сельхозпродукции потребляется жителями Ростова-на-Дону и других крупных городов Ростовской области. Районный центр - село Чалтырь - по уровню благоустройства мало чем отличается от небольшого города. Да и живет здесь ныне уже свыше 15 тысяч человек. Четко спланированные (еще при закладке села), на городской манер, улицы выглядят уютно и ухоженно. В центре села сохранился действующий армянский храм -церковь святого Амбарцума. Храм построен в середине XIX века.

Другим почитаемым местом села является Мец-Чорвах - Большой родник. Он тщательно благоустроен; культ воды у армян - многовековая традиция. Родник, безусловно, в значительной степени определил место нахождение будущего села. Да и название селу дали по имени речки Чалтырь, как бы соединяющей два самых больших армянских села - Чалтырь и Крым, ныне практически слившиеся в одно большое поселение.

К числу памятников архитектуры и истории в Чалтыре относится и так называемый Хачкар (Крест-камень) - вертикально поставленная каменная плита; покрытая орнаментальной резьбой с изображением креста. Памятник этот был перевезен на Дон с прежних мест жительства армянских переселенцев. В Чалтыре имеется небольшой, но располагающий очень интересными экспонатами, музей истории района. В райцентре действуют большой Дом культуры, кинотеатр, дом детского творчества. В последние годы в Чалтыре появилось немало новых зданий оригинальной архитектуры. Село продолжает благоустраиваться.

В райцентре получила развитие промышленность. Здесь работают заводы: молочный, комбикормовой, маслобойный, птицефабрика, мельница. Промышленность стройматериалов представлена кирпичным и асфальтовыми заводами. Не так давно в Чалтыре построен и небольшой электромеханический завод.

В Мясниковском районе имеется еще целый ряд туристических объектов. Широко известен находящийся на территории района, близ железнодорожной платформы Танаис, археологический музей-заповедник. Древний античный город Танаис, существовавший здесь в III веке до нашей эры - V веке нашей эры, входил в Боспорское государство. Усилиями археологов здесь раскопаны оборонительные стены, жилые кварталы, башни, ворота и т. д. Наиболее интересные находки представлены в музейной экспозиции, открытой в 1961 году. Можно побывать и непосредственно на месте раскопок. На территории музея - заповедника оборудована оригинальная, стилизованная под старину, сценическая площадка, где на открытом воздухе проводятся театральные спектакли и поэтические праздники.




Еще один музей находится в небольшом поселке Чкалово, на границе Мясниковского и Неклиновского районов. Здесь сохраняется память о великом армянском живописце, нашем земляке Мартиросе Сергеевиче Сарьяне. Детские годы мальчик провел в маленьком сельском домике, где и создан ныне мемориальный музей.


"Земля - живое существо: она имеет свою душу. И без родной земли, без тесной связи с родиной нельзя найти себя, свою душу. Я убежден, что не было художника без земли. Сердце земли находится в сердце человека. Все берет начало в этом сердце".
                                                                                                                                  М.С.Сарьян

М.С. Сарьян

 

«Народы на нашей планете дополняют друг друга и составляют одно целое. Чем отчетливее и чище национальные особенности, тем богаче и интереснее целое. Значит, насколько оно национально, настолько и обще человечно»

                                       М.С. Сарьян

 

Дом М.С.Сарьяна в Чкалово

За более чем два столетия, что армяне находятся на Дону, сделано очень много. Донские армяне подарили миру гениального художника Мартироса Сарьяна, классика армянской литературы, поэта, прозаика Рафаэла Патканяна, революционера-демократа, писателя, публициста, соратника Герцена, Огарева, Чернышевского, Бакунина — Микаэла Налбандяна, патриарха, католикоса всех армян Геворга VI Чорекчяна, заслуженного архитектора, лауреата Государственной премии СССР Марка Григоряна, лауреата Государственной премии СССР, доктора архитектуры Оганеса Халпахчяна, писательницу Мариэтту Шагинян, заслуженного деятеля науки, профессора Амбарцума Кечека, заслуженного тренера СССР, заслуженного мастера спорта Арменака Ялтыряна, выдающегося педагога-просветителя, ученого, поэта, драматурга, врача, общественного деятеля Арутюна Аламдаряна, видных государственных деятелей СССР Александра Мясникяна и Саркиса Лукашина (Срабионяна), видных военачальников — генерала-лейтенанта Галаджева (Геладжян), генерала-лейтенанта Владимира Тамручи, генерала-майора, профессора Христофора Михайловича Джелаухяна, героя гражданской войны, комбрига Михаила Назаретянца, члена подпольной организации «Молодая гвардия» Майю Пегливанову, известного художника Григория Ивановича Шилгтяна, художника, наставника и друга М. Сарьяна Амаяка Арщатпаняна, талантливого скрипача, народного артиста Армянской ССР, лауреата Государственной премии, СССР и Армянской ССР Аветика Карповича Габриэляна, композитора, музыковеда, профессора, заслуженного деятеля искусств Армянской ССР Гаянэ Моисеевну Чеботарян, известного дирижера, профессора, заслуженного артиста Армянской ССР Аристакеса Григорьевича Каспарова, одного из основателей армянского театра оперетты, народного артиста Армянской ССР Гайка Христофоровича Данзаса (Бионяна), известного литературоведа, члена-корреспондента Академии наук Армянской ССР Алексея Карповича Дживелегова, председателя общества любителей драматического профессионального театра в Нахичеване Григория Чубарова, народного художника Армянской ССР Чубара Гукаса, поэта, писателя, педагога, музыканта Федора Сергеевича Готьяна, известного художника Акима Карповича Ованесова, талантливого актера Московского театра сатиры Георгия Бароновича Тусузова, известного народного скрипача Мирона Георгиевича Хачумова, поэтов Людвига Дуряна, Леонида Григорьяна, Аршака Тер-Маркаряна, Ашота Гарнакерьяна и многих, многих других видных и знаменитых людей: актеров, писателей, ученых, врачей, поэтов и т. д. На Дону жили и продолжают жить видные сыны армянского народам России. Повторюсь, что всех перечислить просто невозможно. Для нынешнего поколения донских армян Россия стала их родиной и их судьба неразрывно связана с матушкой Русью. В 1988 году было создано культурно-просветительское общество «Нор-Нахичеван», которое занимается возрождением культуры, духовности, национальных традиций донских армян. И на этой основе способствует укреплению взаимопонимания и дружбы между всеми народами, проживающими на Дону. Общество было создано по инициативе заслуженного деятеля искусств России, профессора Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова, руководителя ансамбля донских армян «Ани» Крикора Дзероновича Хурдаяна, который с момента основания общества являлся его постоянным председателем.

Сама идея создания армянского культурно-просветительского общества была поддержана русской интеллигенцией. «Нор-Нахичеван» широко взаимодействует со всеми национальными культурно-просветительскими обществами, которые существуют на Дону, и, конечно, особенно с казачеством. Уникальность донских армян заключается в том, что они уже почти тысячу лет с момента падения Ани живут за пределами своей исторической родины Армении. Постоянно скитаясь по свету, вбирая в себя культуры других народов и стран, донские армяне, несмотря ни на что, остались армянами, сохранили свою национальную веру, традиции. Конечно, за столько столетии многое изменилось. Много появилось различий в языке, в культуре Армении и донских армян. Армянский нахичеванский диалект во многом отличается от литературного языка, он вобрал в себя много татарских, русских, украинских слов. Да и язык армянский за эти тысячу лет изменился, как, впрочем, и любой язык мира. Донские армяне смогли сохранить свою самобытность, при этом взяв многое из других культур. Последние двести лет особенно сроднили донских армян с Россией, без которой они уже не видят своего будущего.

Мясниковский район примыкает к областному центру - городу Ростову-на-Дону и является частью Ростовской области, которая в этом году отметила замечательный юбилей - своё 75-летие.
13 сентября принято считать Днем образования Ростовской области. В этот день в 1937 году ЦИК СССР принял Постановление о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область. Районы области были образованы из существовавших на то время округов: Донецкого, Донского, Сальского, Северо-Донского, Таганрогского и Шахтинско-Донецкого. Первым руководителем области (Первый секретарь обкома КПСС) был назначен видный деятель ЧК/ОГПУ/НКВД Е. Г. Евдокимов.

Образование Ростовской области, выделение ее из Азово-Черноморского края было составной частью общего процесса территориального передела Дона и Северного Кавказа, который начался в связи с принятием новой конституции СССР и повышением в связи с этим статуса ряда субъектов Российской Федерации.

Новая область состояла из 7 городов и 61 сельского района и с населением 2 887 418 человек (на 1 января 1939 года). Уже к 1 января 1939 года из-за повышения статуса ряда населенных пунктов количество городов увеличилось до 11.

На сегодняшний день в состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, в том числе: 12 городских округов, 43 муниципальных района, 18 городских поселений, 390 сельских поселений, что определено Областным законом от 25.07.2005 № 340-ЗС "Об административно-территориальном устройстве Ростовской области".

 

Ростовская область граничит с Воронежской и Волгоградской областями, Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкией и Украиной.

Среди других крупных территориальных образований Российской Федерации область выделяется высоким научно-производственным, ресурсным и финансовым потенциалом.

Развитие экономики основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение (связь центра России с Северным Кавказом и Закавказьем), наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура. По темпам экономических преобразований последних лет и объемам выпуска товаров и услуг область занимает одну из ведущих позиций, как в Южном федеральном округе, так и в России в целом.

По территории области протекает Дон - одна из крупнейших рек Европы, с многочисленными рукавами и притоками. Современная Ростовская область располагается на территории площадью более 100 тысяч квадратных километров, на которых проживает более чем 100 национальностей, среди которых: русские, украинцы, армяне, белорусы, татары, греки, грузины, турки, евреи, немцы, корейцы и другие. Всего более 4,4 млн. человек.

Созданная в 1937 году Ростовская область и сейчас, отметив 75-летний юбилей, является мощным, жизнестойким организмом и занимает важное место в ряду других краев и областей России. Нам есть чем гордиться и за что любить свой край, свою историю, свой народ…

 

 

Для создания страницы использованы материалы сайта http://www.melkonchaltr.narod.ru/chaltr.htm

Дата последнего обновления страницы 11.03.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»