Молодому учителю

 

Официальный сайт

Чалтырской школы №1 

 

 

Советы молодому учителю

 

 

Совет первый.

 Не считайте школу местом, не совсем достойным применения ваших выдающихся способностей, местом, куда вас как бы сослали. Школа не нуждается в вашем снисхождении. Да, она вас ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы вы у нее были, но у нее есть свое достоинство. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.

Совет второй.

Найдите себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайтесь к мастерам. Берите на вооружение то, что вам кажется своим, что вам соответствует.

 
 Совет третий.

 Не замыкайтесь в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играйте на гитаре, пойте, пишите стихи, бывайте в театре и на выставках. Расширяйте круг друзей и знакомых. Общайтесь с самыми разнообразными людьми. Любите жизнь в разных ее проявлениях. Вы должны быть интересны детям, но это не получится, если вы будете сосредоточены только на самом себе. Кроме обязательной программы, у вас, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

Совет четвертый.

 Помните о комплексном характере учительского труда. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он — эрудит, или он — хороший методист, или он — энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это число условно. Заметьте: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.

 
 Совет пятый. 

Будьте счастливым. Будьте оптимистом. Верьте! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Стройте планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Есть такая грамматическая фраза, в которой «чтобы» (и «что бы) пишется и слитно, и раздельно: «Что бы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «освежиться» придать метафорический смысл, эту фразу можно смело взять на вооружение как девиз.

Совет шестой.

 Будьте честным и правдивым. «Подумаешь, — скажете вы, — я сам(а) это ученикам каждый день говорю». И напрасно, каждый день это говорить не надо. Сказал(а) один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята вам поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Но не увлекайтесь следствием.

Совет седьмой.

 Цените юмор в общении с учениками. Если вы сами, как говорится, не блещете остроумием, цените юмор в других. Не бойтесь смешного, не бойтесь быть смешными сами: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над вами смеются постоянно, если вы вообще смешон(на) — это все!..

 
Совет восьмой.

 Будьте естественными, не притворяйтесь, не старайтесь казаться умнее и лучше, чем вы есть. Бесполезно: дети вас все равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если вы играете роль, пусть она будет вашей. Играйте себя. И не переигрывайте! Вспомните: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Вам же не надо перевоплощаться. Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителей глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

Совет девятый.

 Не воображайте о себе больше того, что вы есть на самом деле. Знайте себе цену и будьте скромным(ой), не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. В общем, не задирайте нос, даже если что-то удалось. Радуйтесь и торжествуйте, но не увлекайтесь в торжестве. Это опасно. Не бойтесь честолюбия и не слушайте ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие все-таки. Играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное — дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Вы всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничто! И вы не думайте, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть ваши главные ценители и судьи, они, а не начальство, и даже не ваши коллеги и друзья.

Совет десятый.

 Обретите свою гражданскую позицию. Может быть, она у вас уже есть, эта позиция. Но она формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети и эта позиция нужна им. Гражданская позиция прежде всего — нравственная. Запомните: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинные проводники гражданской идеи — вы. И от вас зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным. Да, в наше время  важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами.

И наконец, последнее: не воспринимайте эти советы как  безапелляционное провозглашение непреложных истин. Я не оракул. Абсолютных правил, годных на все случаи жизни, не знаю. Думайте сами!

 

 Заслуженный учитель России, академик Академии творческой педагогики Семен Рувимович Богуславский

Памятка молодому учителю

1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2.Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций,умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9.Удерживайтесь от излишних замечаний.

10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

Дата последнего обновления страницы 11.03.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»