Мир профессий

 

Официальный сайт

Чалтырской школы №1 

 

 

Мир профессий

 

 

  • Тест для определения профессиональной предрасположенности
  • Тест "Особенности темперамента"
  • Тест "Потребность в достижениях"
  •  
     

    Каждый год появляются новые профессии, исчезают старые, стираются границы между некоторыми профессиями. Ориентироваться в этом огромном и динамичном мире профессий нелегко.

    Мы предлагаем Вам описания некоторых профессий, в том числе и тех, которые являются достаточно новыми или изменили свое содержание.

    Термин «профессия»

    Термин профессия от латинского profiteri означает «говорить публично». Возможно, когда-то оно было объявлением другим людям о своем деле, заявлением о своем мастерстве, рекламой продукта деятельности, как предложение к диалогу об обмене ценностями и удовлетворению взаимных потребностей.

    Термины, которые путают с термином «профессия» :

    специальность – более частное обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство. В формальном смысле специалистами являются обладатели диплома о высшем образовании.

    должность – место, занимаемое человеком в той или иной структуре, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей, под квалификацией понимается уровень профессионального мастерства,

    карьера – продвижение в какой – либо сфере деятельности, социальная роль, общественная миссия, которую человек выполняет.

     
     

    Профессия и время

    Профессии рождались и развивались на разных этапах цивилизации. По-разному выглядело и само понятие «профессия», профессиональная жизнь и отношение человека к проблеме ориентирования в океане профессий

    ·         Доиндустриальный этап

    Мировоззрение человека и его трудовая деятельность зависели от сословной принадлежности и семейных традиций. Человек не утруждал себя выбором профессии, он размышлял о том, как спастись от голода и болезней.

    ·         Индустриальный этап

    Происходит массовая миграция людей в города. Изобретен ртутный термометр, проведены опыты с электричеством, произошел подъем в воздух на первом летательном аппарате. Однако, накормив человека и частично защитив его от природных напастей, индустриальная эпоха подчинила его служению техническому прогрессу.

    Человек стал средством совершенствования технологии производства.

    ·         Постиндустриальный период

    Самым важным и массовым товаром является информация. Устанавливается деление всех стран на категории:

    I категории производят научное знание, наукоемкие технологии.

    II категории обеспечивают материальное производство.

    III категории поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье для промышленного производства.

    В развитых странах растет кол-во интеллектуальных служащих

     

    Типы профессий

    Наибольшее распространение получила классификация профессий, предложенная академиком Е.А. Климовым, по предмету труда:

    Человек – природа

    Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география).

    Профессии:

    ·         семеновод

    ·         мастер-животновод

    ·         зоотехник

    ·         агроном

    ·         кинолог

    ·         лаборант химико-бактериологического анализа и др.

    При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

     

    Человек – техника

    Труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

    Профессии:

    ·          проходчик

    ·         столяр

    ·         техник-металлург

    ·         инженер-механик

    ·         архитектор

    ·         электромонтажник

    ·         радиомеханик

    ·         строитель

    ·         сборщик компьютеров

    ·         специалист по телекоммуникациям…

    В мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. От человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

     

    Человек - человек

    Профессии:

    ·         врач

    ·         учитель

    ·         психолог

    ·         парикмахер

    ·         экскурсовод

    ·         менеджер

    ·         руководитель художественного коллектива и др.

    Среди этого типа профессий можно выделить:

    ·         профессии, связанные с обучением и воспитанием людей; 

    ·         профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами и др.

    Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

    ·         устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

    ·         потребность в общении,

    ·         способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

    ·         умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

    ·         умение находить общий язык с разными людьми. 

    Человек – знаковая система

    Профессии:

     

    ·         переводчик

    ·         чертежник

    ·         инженер

    ·         топограф

    ·         секретарь-машинистка

    ·         программист и др.

     

    Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки.

    При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

     

    Человек - художественный образ

    Профессии:

     

    ·         артист

    ·         художник

    ·         музыкант

    ·         дизайнер

    ·         резчик по камню

    ·         литературный работник

     

    Человек - художественный образ состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

     

     

    ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
            Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество. Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности не на своем месте, о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев. Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? 
           Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Профессии, однако, «себе на уме» — у каждой, а их десятки тысяч, свои требования к человеку, свой норов, свой расчет. Мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии. 
           Выбор будущей профессии – дело сложное и ответственное. Правильный выбор влияет на благополучие человека, его жизненный успех. Учебные заведения нашей республики предлагают широкий спектр профессий. Ваша задача – сделать правильный выбор Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо определить: 
           • Свои склонности (это интересы, желания и т.д.) 
           • Свои способности (задатки, тип темперамента) 
           • Состояние здоровья 
           • Пути и способы получения профессии 
           • Знать ситуацию на рынке труда 
           Основные виды ошибок при выборе профессии 
           Ошибка первая. 
    Выбор профессии «за компанию». Помните, что при выборе будущей профессии следует учитывать свои склонности и способности, а не друзей. 
          Ошибка вторая. 
    Неадекватная самооценка и низкий уровень критичности.
          Ошибка третья. 
    Предубеждение по поводу престижности профессии. Помните, что профессия престижна сегодня, а завтра может быть отодвинута на последний план. 
         Ошибка четвертая. 
    Отсутствие информации о профессии и как следствие неадекватное представление о ней. 
         Ошибка пятая. 
    Отождествление школьного предмета с работой по специальности. (в помощь выбирающему) 
           Человек, выбирающий профессию, должен руководствоваться следующими принципами: 
           • ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому:практическая проба сил в кружках,на факультативах, экскурсии на рабочие места,посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей»,самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту
           • ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший: 
    -Чего он хочет (осознающий свои цели, желания, интересы, склонности) 
    -Кто он есть (знающий свои личностные и физиологические особенности) 
    -Что он может (знающий свои способности, склонности, дарования) 
    -Чего от него потребует работа и трудовой коллектив 
          • ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна соответствовать  требованиям , склонностям , способностям,  состоянию здоровья человека, потребностям общества в кадрах 
          • ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе качества, которые нужны для любой профессии, а также те, которые нужны для выбранной профессии

     

     

     

    Дата последнего обновления страницы 11.03.2017
    Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»